FITCH ПОДТВЕРДИЛО РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПРОГНОЗ "СТАБИЛЬНЫЙ"
02.10.18 14:49
/Fitch Ratings, Лондон, 28.09.18, перевод с английского Fitch Ratings,
заголовок KASE/ – Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта
эмитента ("РДЭ") Казахстана в иностранной валюте на уровне "BBB" со
"Стабильным" прогнозом.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
РДЭ Казахстана, с одной стороны, отражают сильный государственный
и внешний балансы, которые подкрепляются значительными государственными
сбережениями и существенными чистыми иностранными активами государства,
а, с другой стороны, принимают во внимание высокую зависимость от
сырьевого сектора, слабые банковский сектор и индикаторы Всемирного
банка по качеству управления, а также более высокую инфляцию
в сравнении с сопоставимыми эмитентами с рейтингом "BBB".
На экономический рост в Казахстане по-прежнему оказывает существенное
влияние ситуация в нефтяном секторе. Более высокие объемы добычи и рост
цен на нефть в мире способствовали укреплению роста ВВП и счета внешних
текущих операций в течение последнего года. В то же время повышение
гибкости обменного курса и улучшение надежности монетарной политики
способствовали смягчению влияния внешней волатильности, обусловленной
снижением готовности принимать риски в глобальном масштабе
и последствиями санкций США в отношении России. Кроме того, Fitch
полагает, что продолжающаяся реструктуризация банковского сектора
и бюджетная консолидация в объеме, достаточном для стабилизации
буферов накоплений на хорошем уровне, усиливает способность Казахстана
абсорбировать шоки относительно 2014-2015 гг.
Внешний баланс государства по-прежнему находится на хорошем уровне:
чистые суверенные иностранные активы по прогнозам составят 43% от ВВП
в 2018 г., что является самым сильным показателем для рейтинговой категории
"BBB". Согласно ожиданиям Fitch, активы Национального фонда Республики
Казахстан ("НФРК") достигнут 58,3 млрд. долл. (34% от ВВП) на конец 2018 г.,
а валовые международные резервы (международные резервы Национального
банка Республики Казахстана и неакционерные активы НФРК) составят 77,2
млрд. долл. в 2018 г. (12 месяцев текущих платежей в иностранной валюте).
По прогнозам валютные активы Казахстана будут постепенно увеличиваться
в 2019-2020 гг., отражая сохранение благоприятных цен на нефть
и прогнозируемое в настоящее время сокращение трансфертов
в государственный бюджет. В соответствии с высказанным ранее
предположением агентства, что замораживание активов НФРК в связи
с судебным разбирательством между Казахстаном и бизнесменами из
Молдовы не будет продолжительным, правительство Казахстана получило
положительное решение суда в июле, в результате которого были
разморожены активы НФРК на сумму 22,1 млрд. долл. В настоящее время
530 млн. долл. активов НФРК остаются замороженными в ожидании дальнейшего
разбирательства в судах Великобритании относительно законности решения
арбитражного суда.
Более высокие цены на нефть и увеличение объемов экспорта сократят
дефицит счета текущих операций и поддержат стабилизацию валютных
активов. Fitch ожидает, что дефицит счета текущих операций сократится
до 1,7% от ВВП в 2018 г., что будет отражать, с одной стороны, укрепление
торгового профицита (15,4% от ВВП), а с другой стороны, более высокий
дефицит доходов (13,8% от ВВП), получаемых от дивидендных выплат
и перечисления прибыли. Дефицит счета текущих операций прогнозируется
в среднем на уровне 1,1% от ВВП в 2019 и 2020 гг., что будет отражать
умеренный рост импорта, сохранение благоприятных цен на нефть, а также
более значительные объемы производства и продолжение оттока прямых
иностранных инвестиций. Чистый внешний долг, прогнозируемый на уровне
в 22% от ВВП в 2018 г., является более высоким по сравнению
с сопоставимыми эмитентами с рейтингом "BBB", но в основном отражает
задолженность в секторе ТЭК, относящуюся к прямым иностранным
инвестициям, в отношении которой риски, связанные с рефинансированием
и погашением, по мнению Fitch, являются относительно умеренными.
По ожиданиям Fitch, рост составит 3,8% в 2018 г., что будет подкрепляться
сохраняющейся позитивной динамикой добычи в нефтяном и горнодобывающем
секторах и улучшением внутреннего потребления. Объемы добычи на Кашаганском
месторождении достигнут максимума в 2019 г., а на частное потребление
будут оказывать положительное влияние рост реальной заработной платы
и кредитования, а также инициативы правительства в области социальных
расходов. Эти факторы сдерживают прогнозируемое агентством замедление
роста уровнем в 3,3% в 2019 г. и 3% в 2020 г. По мнению Fitch,
существенное влияние на инвестиции будет оказывать активность
в добывающем секторе ввиду расширения деятельности на Тенгизском
нефтяном месторождении в 2018-2023 гг. с позитивным влиянием на
строительный и логистический секторы.
НБРК продолжает продвигаться вперед со снижением инфляции, которая тем
не менее, вероятно, останется выше показателей для эмитентов с рейтингом
"BBB". В августе годовая инфляция составила 6%, что в пределах диапазона
НБРК на 2018 г. в 5-7%. В то же время инфляционные риски увеличились
ввиду ослабления тенге, обусловленного усилением неготовности принимать
риски на глобальном уровне и вызванным санкциями снижением курса рубля
(апрель и август/сентябрь). Fitch ожидает, что к концу года инфляция будет
близкой к верхней границе целевого диапазона НБРК (6,9%) и в среднем
составит 6,6% и 6% в 2019 и 2020 гг. соответственно, что близко к текущим
уровням, но превышает целевой диапазон НБРК, главным образом ввиду
более сложной внешней конъюнктуры. Монетарная политика поддерживает
процесс снижения темпов инфляции и способствует улучшению инфляционных
ожиданий, но более значительное укрепление проводимой политики по-прежнему
сдерживается слабым финансовым сектором, относительно узкими внутренними
финансовыми рынками, сохраняющейся высокой долларизацией и субсидируемым
государством кредитованием.
Банковский сектор остается слабым и имеет Индикатор банковской системы
по методологии Fitch "b". Официальный показатель неработающих кредитов
составлял 8,8% в июле (при показателе покрытия резервами в среднем
в 85% в 2018 г.), но, вероятно, недооценивает объем проблемных кредитов,
представленных реструктурированными кредитами и проблемными валютными
кредитами, отнесенными к работающим. НБРК улучшил регулятивную среду,
возможности мониторинга и продолжает процесс расчистки банковского сектора.
Так, он отозвал лицензии банков, не соблюдавших регулятивные требования
по капитализации (Qazaq Bank, ЭксимБанк, и в более недавний период
Банк Астаны).
По мнению Fitch, дальнейшая государственная поддержка сектора может
потребоваться, но не оказала бы существенного давления на суверенный
баланс. В начале сентября правительство и НБРК договорились
о приобретении портфеля кредитов Цеснабанка сельскохозяйственному
сектору объемом 450 млрд. тенге (0,8% ВВП). Цеснабанк (вместе с другими
четырьмя крупными банками) был участником программы рекапитализации,
проведенной НБРК в 2017 г., на сумму 654 млрд. тенге (1% от ВВП).
Идет процесс бюджетной консолидации. Fitch ожидает, что дефицит
общегосударственного бюджета сократится до 1,7% от ВВП в 2018 г.,
снизившись относительно дефицита в 6,4% от ВВП в 2017 г. (4% от ВВП
было израсходовано на рекапитализацию ККБ перед его слиянием с Халык
Банком). Ожидается, что бюджетной консолидации будут способствовать
более высокие цены на нефть, более слабый тенге, хороший рост
ненефтяных доходов, завершение программы "Нурлы жол" и ограничение
расходов. В своем прогнозе Fitch учитывает покупку проблемных кредитов
у Цеснабанка (0,8% ВВП).
Правительство, вероятно, будет иметь более благоприятный показатель
ненефтяного дефицита относительно целевого уровня в 7,4% от ВВП в 2018 г.
(снижение по сравнению с 12,8% в 2017 г., согласно МВФ). Бюджетное
правило включает среднесрочные целевые уровни ненефтяного дефицита
(ожидается ужесточение до 6% к 2025 г.) и ограничивает трансферты из НФРК
в бюджет уровнем в 2 трлн. тенге после 2020 г., что будет способствовать
поддержанию макроэкономической стабильности и пополнению активов НФРК
в среднесрочной перспективе. В исключительных случаях по-прежнему могут
осуществляться трансферты по решению Президента для смягчения шоков
по ценам на нефть, что оставляет определенную свободу для маневра
в рамках бюджетного правила.
Общегосударственный долг (государственный плюс гарантированный
государством) сократится до 19,1% от ВВП (19,9% в 2017 г.), что
соответствует половине от текущей медианы для рейтинга "BBB". Прямые
гарантии от государства составляли 0,9% от ВВП в 1 пол. 2018 г. С июля
расчеты по внутренним облигациям Казахстана могут производиться через
Clearstream, что может поддержать дальнейшее развитие локального рынка.
Планы потенциального размещения международных облигаций в национальной
валюте были приостановлены ввиду волатильности на международных рынках.
Государство по-прежнему нацелено на диверсификацию экономики
посредством различных инициатив по поддержке развития новых секторов
экономики и улучшению институциональной среды. Fitch полагает, что для
того, чтобы эффект от этих инициатив проявился в полной мере, вероятно,
потребуется время, исходя из эффективной реализации и увеличения
участия частного сектора. Пока сильная зависимость Казахстана от
сырьевого сектора, вероятно, сохранится, в особенности с учетом текущего
и ожидаемого увеличения добычи нефти и газа.
Показатели развития человеческого потенциала и финансового развития
в целом находятся на уровне медианы для рейтинговой категории "BBB",
но индикаторы Всемирного банка по качеству управления, хотя
и улучшаются, по-прежнему являются неблагоприятным рейтинговым
фактором, отчасти отражая концентрацию полномочий у Президента.
Несмотря на изменение конституции в начале 2017 г., касающееся
передачи части президентских полномочий правительству и парламенту,
Fitch не ожидает каких-либо существенных изменений политического риска
и качества управления в рамках прогнозного горизонта.
КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
СУВЕРЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Согласно суверенной рейтинговой модели Fitch, Казахстан имеет
скоринговый балл, эквивалентный рейтингу "BBB-" по шкале долгосрочных
РДЭ в иностранной валюте.
Комитет агентства по суверенному рейтингу скорректировал результаты
модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной
валюте, применив качественные факторы в сравнении с сопоставимыми
эмитентами, следующим образом:
- Государственные финансы: +1 уровень, чтобы отразить государственные
сбережения в НФРК
- Внешние финансы: +1 уровень, чтобы отразить внешние активы
государства, которые являются самыми крупными в данной рейтинговой
категории
- Структурные характеристики: -1 уровень, чтобы отразить слабое
состояние банковского сектора.
Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель
агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных,
исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы
на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному
РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных
факторов дает возможность корректировать результат, полученный
с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения
финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые
не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или которые
не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
Fitch исходит из того, что цена на нефть Brent в среднем составит 70
долл./барр. в 2018 г., 65 долл./барр. в 2019 г. и 57,5 долл./барр. в 2020 г.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к
позитивному рейтинговому действию, включают следующее:
- Устойчивое улучшение ситуации в банковском секторе.
- Улучшение устойчивости экономики и государственных финансов к шокам
по сырьевым товарам.
Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к
негативному рейтинговому действию, включают следующее:
- Материализация существенных дополнительных условных обязательств
для суверенного баланса со стороны банковского сектора.
- Политика, которая привела бы к увеличению бюджетного дефицита или
негативно сказалась бы на доверии к монетарной политике.
ДАТА РЕЛЕВАНТНОГО РЕЙТИНГОВОГО КОМИТЕТА: 26 сентября 2018 г.
* Полная версия пресс-релиза размещена на сайте Fitch Ratings.
[2018-10-02]